Выставка Василия Чекашова «Время Ч»

Художник изучает природу агрессии человека — жестокость, упоение садизмом, тягу к истреблению и разрушению. Вселенская тревога, исторические вехи трагедий, технологии войн, мистические коды масонских лож в его произведениях становятся эдаким предчувствием третьей мировой. Не случайно в работах используются английские, японские, немецкие, итальянские тексты, а также на идише.

Главное полотно выставки — панно ART of WAR. В этом произведении свыше 40 персонажей и образов военно-диктаторских трендов XX века. На главном месте — «древо дьявола», на котором в плодах-коконах Геббельс, Муссолини, террорист № 1 бен Ладен, «демон Хиросимы и Нагасаки» президент США Трумэн. Здесь и рыдающий младенец в стигматах многострадального наследия русского народа с оружием от Smit and Wesson Magnum 500, и Смерть, кормящая грудью старца, и забинтованная Венера Боттичелли, и даже статуя Свободы со скальпом индейца вместо факела в вытянутой руке… Весь этот хаос вперемешку с лозунгами «Миру — мир», «Свобода-равенство-братство» суммируется в общий кошмар — Апокалипсис. Чекашов закончил это произведение в начале января 2022 года. К сожалению, оно оказалось пророческим.

  • ГДЕ: Московский союз художников, м. «Китай-город», Старосадский пер., 5
  • КОГДА: с 18 до 23 сентября
  • Вход свободный.

https://www.kp.ru/afisha




«ВРЕМЯ Ч» — БРЕМЯ ЧЕКАШОВА

«ВРЕМЯ Ч» — бремя Чекашова Настоящий проект Василия Чекашова «Время Ч»- естественное продолжение коронной темы автора, поиск ответа на вопрос: кто ты, человек? Теперь это не просто изобразительная диффамация антропоцентризма, а исследование физиологических и психических мотиваций людей, их генного перерождения, в эпицентре которого нарастающая «деконструкция ДНК». Помимо внутренних катаклизмов человека (психические расстройства, суициды, болезни органов) художник озадачивается вытекающими из них внешними стихиями: отравление планеты, эпидемии, терроризм и войны. Последним в основном и посвящён графический проект. «Время Ч» — понятие из военного словаря, секретное время решающей боевой операции, а у Чекашова — скрытое начало глобальной катастрофы.

Произведения автора пронизаны вселенской тревогой. Исторические вехи трагедий («Хиросима — расплата», «Холокост»), технологии войн (диптих «Авиаглоссины»), мистические коды массонских лож (серия «Забытые символы») — как навязчивые фобии и предчувствия Третьей мировой войны. Неслучайно в работах используются английские, японские, немецкие, итальянские, идиш тексты.

Василий Чекашов скрупулёзно исследует природу эгоцентризма и агрессии человека — жестокость, упоение насилием и садизмом, маниакальная тяга к истреблению и разрушению себе подобных и всего вокруг. В изображениях художника считываются «конструкторы», моделирующие поведение людей: космические и вулканические инфлюэнции, трансгенирующие гормоны растений, бактерий, пресмыкающихся, птиц, зверей с воинствующими и враждебными ферментами. В программной серии графических листов «Месть насекомых» эмоционально ярко и убедительно прослеживается аналогия между женской особью «Бухенвальдской ведьмой» И. Кох, в спальне которой изображён комбидрес из кожи французской танцовщицы — узницы концлагеря, с пауком из самых ядовитых каракуртов. В «Окопной лихорадке» художник показывает ужасы химических атак Первой мировой войны через эпидемос педикулёза (anoplura). Действия людей-насекомых без разума, чести и сострадания. Может, паразиты — не следствие, а причина войн человечества? (Как не вспомнить третий сон Раскольникова у Ф. М. Достоевского, где «какие-то новые трихины-духи», вселяющиеся в мозг людей, превращают их в бесноватых убийц-каннибалов).

С энциклопедической точностью, документальной достоверностью, а иногда и с санитарно-просветительской риторикой, как архивариус, художник выводит свои произведения из ранга интерьерного атрибута в разряд музейных экспонатов. А вкупе с глубоким нарративным сопровождением и оформлением (рамы-футляры) это ощущение только усиливается. Благо автор не скатывается в чистую анатомию Л. Плны или «доктора смерти» Г. фон Хагенса.

Проект «Время Ч» объединяет 60 станковых и 2 монументальных графических произведений, выполненных за текущие 3 года. Концептуальным контентом проекта несомненно является панно «ART of WAR» («Искусство войны», оригинальная техника, компьютерная доработка, принт. 700×250 см). Это эпическое произведение включает более 40 персонажей и образов военно-диктаторских трендов 20 века. Центральное место ангажирует «древо дьявола», на котором в плодах-коконах Геббельс, Муссолини, руандский Бизимунгу («рекордсмен мира» по скорости и числу убитых соотечественников: почти миллион человек за 2,5 месяца), террорист № 1 Б. Ладен, «демон Хиросимы и Нагасаки» президент США Трумэн и др. Здесь и рыдающий младенец в стигматах многострадального наследия русского народа с оружием от Smit and Wesson Magnum 500, и Смерть, кормящая грудью старца, и забинтованная Венера Боттичелли, и даже статуя Свободы со скальпом индейца вместо факела в вытянутой руке, и… много чего ещё. Весь этот хаос вперемешку с лозунгами «Миру-мир», «Свобода-равенство-братство», «Für neue Ordnung» отчётливо группируется в один общий кошмар — Апокалипсис. Художник закончил это произведение в начале января 2022 года. К великому сожалению, оно оказалось пророческим.

Лапидарная графическая манера автора, обрамлённая винтажными рукописями, широкий спектр линеарных статусов и тона, экспрессия штриховых импульсов создают многообразие ассоциаций и эмоций. Так, по убеждению художника, достигается максимальная «глубина атаки образа». Графика Чекашова в основе — уже конфликт, война фикций с гиперреалистичными формами, между высокой профессиональной выучкой и аутсайдерским мышлением, между микроскопичным всматриванием и подсознательным наитием. В этой связи серия работ «Исторические конфабуляции» — факт делириозного сознания, своего рода хакерская атака на историческую память, события и нравственные устои.

Смыслы выставки и их внешняя ратификация нетерпимы и надрывны, а в большой серии «Частный кодекс жизни», где человек-амёба с самоотрубленной головой утверждает, что к старости можно перечеркнуть разом всё хорошее о себе из-за маразма, паранойи, увечий — и вообще шокирующе циничны.

Выставка сумеречная, её место скорее в пантеоне жертв и преступлений человека (как ни парадоксально) против Человечности и Природы. Произведения В. Чекашова уже перестали быть объектами эстетического обожания (кстати, далеко не единственного критерия оценки художественного произведения). Они давно обособленные субъекты, большей частью нелицеприятные, а порой и просто воинствующие — собственно, как и сама тема проекта. Зрителю, дрейфующему по выставкам с целью культурного времяпровождения, нужно будет потрудиться, чтобы понять эти откровения.

Проект Василия Чекашова «Время Ч»- дерзкая попытка сказать непроговариваемое, ибо указатели, которые устанавливает художник, выходят далеко за рамки земных сущностей.

Куратор Марина Курьянова




Эфир на радио ГТК «Голос России» от 26.09.09 можно прослушать по ссылке
Ведущий: Валерий Голубцов
Гость: Василий Чекашов


Нарисовал ли Чекашов Родину?

С 15 апреля по 22 мая 2016 года в Государственном выставочном комплексе Нижнего Новгорода прошла персональная выставка социального плаката Василия Чекашова. Она стала центральным мероприятием III открытого Всероссийского фестиваля-конкурса студенческого патриотического плаката «НАРИСУЙ РОССИЮ».

Специально для этого фестиваля Василий Чекашов разработал эмблему и серию патриотических плакатов из 12 листов.

Из патриотической серии (Ориг. техника, комп. графика. Принт. 2016 г. 100×100 см каждый)

Выставка чётко масштабирована тематически по залам и блокам. Это было обеспечено большим количеством работ и интеллектуальной глубиной авторского видения проблем.

Зрителей встречает галерея, в которой автор сталкивает две линии молодёжных тем. Первая — серия патриотических плакатов: «РУССКИМ БЫТЬ КРУТО!», «НЕ ПРОДАВАЙ РОДИНУ!», «ИЗУЧАЙ РОССИЮ!», «ЖИВИ С УМОМ!» и др. Вторая — маргинальная: «БУХЛА ВСиГДА Ни ХВАТАиТ!», «УШИ ПУХНУд», «ВЫПиЙ йаДУ», «ЗОЛОТАЯ пОЧКА» (марка пива «от Чекашова»), диптих «ТОЛЬКО ДЛЯ НАРКОМАНОВ», прикрытый чёрным покрывалом…

С Василием Чекашовым я познакомился очень давно, часто беседовал с ним и пришёл к выводу, что его концепция в плакатном искусстве — не отрицание, не «против течения», что, скорее, характерно для эпатажа современного искусства конца XX — начала XXI века. Наоборот! Концепция художника укладывается в русло хода истории, скажу больше — в глубину исторических и социальных течений.

В первом зале — темы войн, диктатур, неофашизма. Зрителей встречает двухметровый плакат «ВОЗВРАЩЕНИЕ РУССКОГО КРЫМА!». Плакат имперский. Автор убеждён, что это справедливо по отношению к жителям полуострова и в духе всеобщего референдума. А почему Крым РУССКИЙ? А чьи были Дальний Восток и Сибирь до Грозного и Ермака? А Северная Америка до Колумба? Геополитика, однако! В плакате филигранно нарисованы все основные виды кораблей Черноморского флота, вплоть до секретного аналога «Мистралей» — российского «Шторма». Плакат является аллюзией — отсылом к знаменитому произведению И. Тоидзе «РОДИНА-МАТЬ ЗОВЁТ!», что ещё больше усиливает его историческую значимость и ситуационную напряжённость.



Плакат ВОЗВРАЩЕНИЕ РУССКОГО КРЫМА! (Ориг. графика. Принт. 2016 г. 150×200 см)

Далеко не все плакаты В. Чекашова укладываются в парадигму государственной политики. Работа «GO-GO-GO!» — ярчайший пример несогласия с действиями ВКС России в Сирии. Думаю, именно поэтому на открытии выставки художника не было ни одного чиновника от руководства города.



Плакат Плакат GO-GO-GO! (Ориг. техника. Принт. 2016 г. 100×150 см)

Мне достаточно сложно сравнивать Чекашова с кем-то из современных плакатистов. Ныне существующий мир графического дизайна и социальных гламурно-анемичных постеров настолько эфемерен и чужд правде жизни, что как-то не получается использовать его в качестве сравнения с пронзительным творчеством художника. От работ Василия Чекашова можно только провести «родовые» нити к российским художникам И. Билибину, С. Чехонину, А. Апситу.

Во втором зале Чекашов разворачивает социальную драму России: разрушенное сельское хозяйство, инвалиды, внутрисемейные конфликты, подростки-алкоголики, интернет-зависимость детей… Потрясает триптих «БРИЛЛИАНТОВ ХВАТИТ НА ВСЕХ!» (оммаж И. Шадру). Насколько лицемерна и безнаказанна политика бизнеса! Ведь это наше светлое прошлое: призывы «ЭНЕРГЕТИКА В ПОРЯДКЕ!» (А здесь трансвеститы-наркоманы зажигают. Каково?).



Плакат ДЕТСКИЙ АЛКОГОЛИЗМ (Ориг. техника. Принт. 2009 г. 100×150 см)

Есть блок плакатов о Москве: «МОСКВА», «ВАША КАРТА БИТА?», «BUSINESS IS BUSINESS» и т. д. Поражает «горячая» серия плакатов «АНТИБОРДЮР». Автор забивает огромный гвоздь в беспредельную коррупцию московских чиновников слоганами: «Не надо менять старые правильные бордюры на миллиарды новых „левых“!»; «Зачем нам дворники-гастарбайтеры по цене британских архитекторов?». На фоне всеобщей московской дорожно-уличной «благодати» — хотя бы «голос вопиющего в пустыне».



Плакат ВАША КАРТА БИТА? (Комп. графика. Принт. 2014 г. 60×90 см)




Плакат из серии АНТИБОРДЮР (Ориг. техника. Принт. 2016 г. 50×70 см)

Третий зал автор посвятил вопросам культуры. Интересно Чекашов относится к хрестоматийным образам писателей, поэтов, живописцев России. Это не просто респект и «столбить дату». Художник скрупулёзно изучает биографию, образ жизни, привязанности и мотивацию личности на творчество своих будущих героев. Например, Гоголь, клубящийся в запорожских шароварах, чертях и с головой, висящей на верстовом столбе. Лермонтов, завязший в своих падучих эпилепсиях и гениальных произведениях на пару с рэпером. Маяковский — воин Аякс в шлеме с серпом и молотом. Достоевский — в виде Горгоны, только с бородой и ужасными рулетками-трихинами. Кандинский, которому в этом году 150 лет — как высшее достояние «Made in Russia» в банке с икрой и слоганом «То, что со временем растёт в цене и вкусе!».



Плакат ПИСАТЕЛЬ РУССКОЙ ДУШИ — Ф. М. ДОСТОЕВСКИЙ (Ориг. техника. Принт. 2015 г. 80×100 см)




Плакат В. КАНДИНСКИЙ — 150 (Ориг. техника, комп. графика. Принт. 2016 г. 70×100 см)

Личное, порой спорное, даже ирреальное, творческое продуцирование вносит в образы изображаемых Чекашовым личностей неуловимый, по выражению С. Довлатова, «человеческий фермент». Это как раз и есть то самое, что входит в историю искусств.

И конечно, украшением зала стало ноу-хау художника — графическое панно (500×250 см) «КУЛЬТУРА — ОНА ИЛИ ЕСТЬ, ИЛИ ИДИ ЕСТЬ».



Плакатное панно КУЛЬТУРА (Ориг. графика. Принт. 2016 г. 500×250 см)

Эта работа являет собой начало нового этапа и нового вектора развития творческого диапазона художника. Креативная подача творчества от Толстого, Ахматовой, Блока до Высоцкого, Быкова и Пелевина; от Мусоргского до Ростроповича и Плисецкой; от Айвазовского, Репина до Уорхола и Pussy Riot. На это отважится не каждый. Сам автор говорит: «Хочу молодежь погрузить в наш глубинный культурный океан. Хочу раздразнить и пробудить настоящий гурманский интерес к бесценному наследию». И у него это получилось. Сотни молодых людей фотографировали, спорили, спрашивали и возражали: «А почему Станиславский не любил Н.-Данченко; а Толстой отрицал православие; Белый отбил жену Блока; Пушкин приставил пистолет к виску Сорокина». Что это? Но явно не панегирик отечественной культуре.

Социальный и тем более политический плакат властью не востребован. Тем лучше для свободы творчества. Чекашов, как боец-одиночка, на поле битвы: от отчаяния стреляет из всего, что попадает под руку — гаубица, реактивная ружьё, автомат и даже рогатка, а то и просто камень. Главное — поразить цель: НАРИСОВАТЬ РОДИНУ.

И он её, как понимают зрители, нарисовал. Пусть больно, сложно, ранимо и разномыслительно. Для обывателя есть, что посмотреть; для интеллектуалов есть, над чем поразмышлять. Всё-таки хорошо, что есть такие художники, которым небезразличны судьбы Отечества, которые выговаривают за нас то, что мы думаем, а сказать не умеем. (Или не хотим? Или боимся?)

А. Нестеренко



Василий Чекашов. Биопунктура — как предчувствие.

В конце сентября в залах на Старосадском Василий Чекашов презентовал проект «Биопунктура». Вообще творчество художника, несмотря на его многожанровость и разнообразие, однородно. Однородно — как единый, только им творимый мир, как своего рода рефлектор его внутренних психологических ландшафтов. Но эти ландшафты, состоящие из сомнений, фобий и душевных эксцессов, имеют разную высоту и освещённость. И единственно правильная художественная практика, по мнению автора, мыслить проектами. Таковыми были его многочисленные крупномасштабные цельные выставки: контроверза «Обратная сторона плаката»; акция «Кто ты, человек?»; «Тайные совпадения»; выставка-инспирация «Биодиффузия» и многие другие.

Нынешний проект «Биопунктура» — особенный. Он предельно «вычищен» по стилю, оголяет самые глубинные рифы психического состояния художника, аккумулирует его опыт не только во владении кистью, фактурой холста, но и в прикладном ракурсе: дизайне артобъектов, экспографии.

В начале экспозиции, уже с плаката-афиши, явно считывается мотивация творческого стиля автора. Юная хрупкая девушка, кормящая куколку насекомого грудью… (эдакий И. Босх наоборот) — приглашение к разговору.

В. Чекашов пристально всматривается в Homosapiens в системе параллельных миров. Раскрывает свой мир, элементы которого визуализируют Человека в социуме, экопространстве, определяют его демографические и геополитические характеристики.



(ACIPENSER STYLE. 2012 г. Холст, масло. 140х90 см)

Его картины — это картины-путешествия. «Acipenser Style» рассказывает языческую историю, якобы пригрезившуюся автору, про девушек-охотниц за золотым осетром («acipenser» с латинского — осетровые породы рыб). Старинный арбалет с разверженными в натяге женскими ногами, мишень в тире явно из детства, портреты М. Булгакова, Г. Уэллса, Л. Да Винчи и его человек — летающая птица в круге… как выжженые бликом времени на сталактитовой поверхности артефакты — напоминание о том, что БЫЛИ…



(MEMENTO MORI. 2009 г. Холст, масло. 120х100 см)

Родственное этому по духу произведение «Memento Mori». Сложнейший механизм брендовых часов с изящным ремешком крокодиловой кожи, сложенные в покорной молитве руки и медленно, медленно спускающийся шнурок с песочными часами. Филигранная техника граффекты (авторское название работ такой техники — письмо на холсте маслом графическими приёмами) раскрывает высокий уровень профессиональной школы и изобразительной культуры художника. Если выразиться по-филоновски, «сделанность» его работ придаёт им необычайную притягивающую убедительность. Это притяжение, или «втягивание» в зрительный диалог не просто утверждение. В. Чекашов, как он признался, меняет линейную перспективу на реверсионно-сферическую, и за счёт этого точка зрения на изображение (к тому же при мелко-дисперсном, почти психоделическом штрихе) максимально приближается к объекту. Глаз пристальнее всматривается в объект, а значит, приближаясь, становится соучастником происходящего на холсте действа. Почти по А. Дюреру: «Детали должны быть настолько убедительны, чтобы их ощущать физически». Этого физического присутствия Чекашов добивается не посредством гиперреализма. Его ощущения более глубинны, он трансдуцирует через все культурологические, а может и исторические пласты искусства, начиная с мастеров Возрождения. Его язык — простота, ясность и точность. Особенно точность — как в форме, так и в субстанции. Как утверждает автор, в своём обучении он прошёл от Р. Вандер Вейдена и А. Альтдорфера до Э. Фукса и Ф.Ш.-Зонненштерна.

Картины Чекашова — картины-приключения. Здесь погружение в мифологизированный мир небыли, в мир недетских снов, похоже реминисценций от иллюстраций А. Де Невиля по произведениям Ж. Верна.



(СЭНЪИ. 2010 г. Холст, масло. 100х100 см)

Всё это не воспринимается классической фантастикой. На холсте в клетке изображена причудливая, инкрустированная серебром и камнями курительная трубка (двухканальная) и ларец шамана с уникальным по описанию веществом. Это история про племя сэнъи, его отношения с дикими животными и последущее странное исчезновение, явно из «эфирных призрачных миров». Но в это веришь, во всяком случае хочется верить.

Терпкий запах табачного листа и блеск мачете буквально источает холст «Партагас».



(ПАРТАГАС-ПАРТАЙГЕНОССЕ. 2011 г. Холст, масло. 100х70 см)

Дымчато-кофейный колорит живописи как нельзя кстати уносит зрителя на далёкий остров Свободы в сиесту грёз под шелест океана. А сексуальная кубинская сигара не даёт покоя гламурным девушкам и вот-вот зажжёт искрометную белозубую мамбу-румбу.

Картины крайнего сарказма. В диптихе «Он. Она» художник подобно антиподу Харона выводит зрителей через кафковский сюжет (как ни вспомнить рассказ «Превращение») в мир современного модельного тренда. Приведена разработанная автором таблица, по которой можно определить в зависимости от сечения среднего пальца ноги, цвета педикюра, длины ноги женской модели её тип характера (?!).

В работах «Hollywood», «С молоком Армани» авторская ирония доходит до критического предела. Креативная нарративность их, на первый взгляд излишняя, как будто бы принижает художественные достоинства произведений. Но это лишь драпировка — красный плащ тореадора. Данный приём позволяет художнику в мутном потоке человеческой пошлости и пороков выцелить консъюмеризм, идолопоклонничество, систему кастовых принадлежностей.

Картины Чекашова — картины-размышления. Стремление художника к диалогу (даже больше — втягивание зрителя в размышления) является глубинной парадигмой всего творчества автора. В связи с этим вспоминается точная мысль В. Кандинского, что цель искусства — это утончение души, происходящее само собой путём суммирования определённой совокупности колебаний.



(Э. ПИАФИЯ. 2016 г. Холст, масло, кар. 195х145 см)

В работах В. Чекашова «Э. Пиафия», «Sphinx», «Утро как утро» такие «совокупности колебаний» звучат многооктавным хоралом. Причём используется максимальное количество инструментов, направлений и техник. Глубина сюжета многих работ зачастую не под силу рядовому зрителю. Например, в «Э. Пиафии» немногие прочтут по-французски строки печальной песни Эдит Пиаф «Танец сердец», не объяснят полёт воробья («пиаф» с французского — воробышек — псевдоним певицы), но завораживающе старинное пыточное кресло — это ли не символ славы, таланта и трагизма? Трагическая судьба певицы, её божественный голос, страшные болезни, сексуальная распущенность…

Чекашов — мастер смысловых морфизмов. Его метафоры в «Вендетте», «Подводной лодке», «Мобильнике за €1000000» и многих других уже сами по себе настолько многоёмки и оригинальны, что не нуждаются ни в каких стаффажах.



(КАББАЛИСТИЧЕСКИЙ МОТИВ. 2014 г. Холст, масло. 140х120 см)

Пожалуй, только в работе «Каббалистический мотив» изотерический смысл произведения требует специальной эрудиции. Из бесед с автором узнаешь, что цифра «4» по числу четырёх роликов кодового замка на картине — это 4 уровня-кода раскрытия Торы (смысла древа жизни). Художник выводит эти понятия из сакрального поля в повседневную жизнь. Чтобы открыть замок истины, надо много пережить: 1 — катастрофы, несчастья (заградительная лента); 2 — болезни, потери (бинты); 3 — испытания плотью (туалетная бумага); 4 — испытания славой, роскошью (кружевная лента). Но вот сколько отмотать каждого и в какой комбинации? Вопрос без ответа.

В произведениях Василия Чекашова всегда тайна. Зритель пребывает в состоянии присутствия при некоем таинстве, в предчувствии неминуемого диффамационного финала. И он в какой-то степени принимает эстетические обязательства за хранение вверенной ему тайны. Допустимы только внутренние открытия и разглашения, т.н. интеллектуальная сублимация.

В отличие от магритовского подсознательного, Чекашов осознанно, не эпатируя, выстраивает свою линию творческой реабилитации, свою композиционную схему «ловушек и провокаций».

Как правило, во всех своих проектах Василий Чекашов для глубины раскрытия темы переходит из двумерных граффект в объёмы трехмерных артобъектов.

Его «Операционная» и «Челхран» (человеческое хранилище) яркая иллюстрация кандинских колебаний. В них неожиданным, порой курьёзным образом, сталкиваются объекты из человеческого жизнеобихода: ящик для патронов вермахта и шёлковые концертные перчатки; металлическая коробочка для монпансье и берет арестанта-смертника; старинная табакерка и прядь седых волос человека… «Мумифицированные» туши животных и рептилий, тело человека в марле и бинтах — как ритуальные заклания в угоду изысканной мебели, предметов человечьего интерьера и одежды. Все вещи авторские, сделанные с высоким художественно-дизайнерским вкусом. Разговор «о высоком» в своих граффектах художник завершает пресловутой мамоной в «Операционной». Он объявляет приговор антропоцентризму: «Человеку не дано осознать своё экобиологическое несовершенство. Ущербность жизнедеятельности, вредоносность и разрушение Земли ограничивают его пребывание на планете. Может быть людям, рождаясь, надо больше созерцать, а не „преобразовывать“ мир?». И как подтверждение этому — серия холстов на деревянных досках: «Без названия» (фишки); «От сумы»; «Антропораптор» и др.

Проект «Биопунктура» при всей своей лапидарности и глубине в конечном итоге является своего родом саботажем заумного философствования. И как послевкусие: абсурдность человеческого бытия во всех его проявлениях.

Актуализируется вопрос: насколько оправданы и тем более достижимы такие глобальные творческие задачи художника. И в целом вопросов возникает больше, чем их было до выставки Василия Чекашова. Сомнения сменяются догадками, а тревога — предчувствием. Одно ясно, художник нащупал болевые точки в лакунах человеческой души. Это отразилось и в названии самого проекта.

М. Курьянова



С 19 по 24 сентября 2016 г. в здании Московского союза художников (Старосадский пер., д.5) работает выставка Заслуженного художника России Василия Чекашова «Биопунктура». В экспозицию вошли более 60 граффект и артобъектов.

Биопунктура — как предчувствие

Выставка произведений Василия Чекашова «Биопунктура»- факт цельного по природе, законченного инсталляционного проекта. Граффекты — письмо маслом на холсте приёмами графики (авт. название) — в сочетании с артобъектами вполне определённо дефиницируют художественную мотивацию автора. Художник продолжает пристально всматриваться в Homosapiens в системе параллельных миров. Своим творчеством создаёт мир, элементы которого визуализируют Человека в социуме, экопространстве, определяют его демографические и геополитические характеристики.

Нельзя утверждать, что В.Чекашов впрямую рефлексирует на нынешнее время. Он скорее транслирует сугубо личное, очень интимное. Его внутренние психологические ландшафты, состоящие из сомнений, фобий и эксцессов, простираются в основе многообразного, зачастую психоделического изобразительного вещания.

Креативная нарративность стиля, на первый взгляд излишняя, как будто бы принижает художественные достоинства произведений. Но это лишь драпировка — красный плащ тореадора. Данный приём позволяет художнику в мутном потоке человеческой пошлости и пороков выцелить консъюмеризм, идолопоклонничество, вопиющие по своему цинизму кастовость и шкалу превосходств. В отличие от магритовского подсознательного Чекашов осознанно выстраивает свою линию творческой реабилитации, свою композиционную схему «ловушек и тайников». Настоящий проект содержит очень важный феномен.

С одной стороны — скрупулёзно проработанная пластика граффект, филигранный штрих, почти математически выверенная композиция холста; с другой — «муминифицированные» туши животных, рептилий, тела человека. Всё это через призму запредельной иронии, даже сарказма становится в работах автора своего рода саботажем серьёзного философствования. И как послевкусие: неожиданный парадокс — абсурдность человеческого бытия во всех его проявлениях. Художник объявляет приговор антропоцентризму: «Человеку не дано осознать своё экобиологическое несовершенство. Ущербность жизнедеятельности, вредоносность и разрушение Земли ограничивают его пребывание на планете. Может быть людям, рождаясь, надо больше созерцать, а не „преобразовывать“ мир?».

Актуализируется вопрос: насколько оправдана и достижима постановка таких глобальных творческих задач в произведениях художника. И в целом вопросов возникает больше, чем их было до выставки Василия Чекашова. Сомнения сменяются догадками, а тревога — предчувствием. Похоже, художник нащупал болевые точки в лакунах человеческой души. Это отразилось и в названии самого проекта.

М. Курьянова

Об авторе:
Василий Чекашов, род. в 1955 г.
Член Московского союза художников (1995 г.)
Заслуженный художник России (2003 г.)
40 тематических крупномасштабных персональных выставок в Москве, городах России, за рубежом. Имеет огромный опыт творчества в сфере социального плаката, монументального искусства, сценографии, полиграфии. Издал две собственные книги, музыкальный диск с авторскими романсами и балладами.
Работы художника находятся в музеях, выставочных залах, частных коллекциях Москвы, городов России и за границей.
Имеет награды: государственные; творческих союзов; общественных организаций и конкурсных жюри.



Пресс-релиз выставки
Василий Чекашов «…в состоянии граффекта»

Выставка
Василий Чекашов «…в состоянии граффекта» *

ЦДХ (Крымский вал, 10) зал № 15 — 2 этаж
29 апреля — 19 мая 2011 год

Василию Чекашову 56 лет. Живёт и работает в Москве.

Отечественная пресса окрестила его «че геварой российского плаката». Чекашов является родоначальником нового направления в изобразительном искусстве: плаката-провокации, плаката-притчи, граффекты и изостеризмы.

Тот Чекашов, который работал главным художником Издательского Дома «КП» и качественно реформировал внешний облик издания. Его экспрессивной руке принадлежит главный логотип газеты «Комсомольская правДА».

Тот, кто на заре перестройки шокировал обезумевших граждан СССР обложками журналов «Огонёк», «Новое время», «Русская виза», «Модель». Оформил беспросветную тучу книг, каталогов, календарей. Разработал уйму — счёт на сотни, товарных марок и корпоративных стилей (Пенсионный фонд Сбербанка РФ, Академия творчества России, ЗАО «ИнтерМедиаГрупп», Союз молодых социалистов Франции и т. д.). Он автор главного Приза Международного кинофестиваля «Сталкер».

Это тот Чекашов, который придумал концепции, спроектировал сумасшедшие интерьеры и построил в Москве легендарный клуб «Manhatten-Express», единственный в своём роде клуб «Stone», уникальный «Се Ля Ви», бесценный ресторан «У Банкира» в Магнитогорске с шедеврами Ван Гога, Дега, Тиссо, Рейсдаля, дом-корабль в Швейцарии.

Чекашов — тот самый художник-постановщик, который придумывал державно-имперское убранство сцены Кремлёвского дворца в Дни государственных праздников и торжественных концертов в Москве.

Он очень рано начал рисовать. Уже в 12 лет — заказная серия портретов русских учёных и писателей. В 18 лет открывает секреты живописи Леонардо Да Винчи и Вермеера Дельфтского, копируя их. Исправляет ошибки Рафаэля и Дюрера, а о Пикассо и Ван Гоге говорит как о своих нашкодивших дружках.

Но это, как говорится, не считается. За плечами художника более 30 персональных выставок в Москве, России и за рубежом. Свыше 800 работ автора в музеях и частных коллекциях. И от этого ему не легче. Он сам себе и маршал и солдат: ни друг концептуалистам, ни враг акционистам, ни сват леттристам. Он в состоянии граффекта. В этот раз Василий Чекашов представляет в ЦДХ серию свежеиспечённых, а лучше сказать свежеисперчённых граффект — как всегда беспокойных и ранимых. Как всегда с привкусом психоделизма и ароматом иронии, если не сказать сарказма. «Люди абсурдны, синусоидны и лицемерны, — говорит художник. — Они, как никакие другие биосущества на планете, научились врать, придумали такие изощрённые формы обмана, как театр, живопись, литература и политтехнология. Они дерзко ведут себя на Земле, хотя это не их место; их извинением перед бактериями, растениями и животными будет исчезновение с Земли, но беда в том, что самовольно они этого не сделают…»

Представляемая Василием Чекашовым серия «…в состоянии граффекта» снова декларирует авторское ноу-хау: реверсионно-сферическую перспективу объектов в пику традиционной линейно-изометрической. Изображения обволакивают зрителя филигранной техникой болезненно-нервного штриха (причём, заметьте, на холсте!), ласкают бархатом фактур, бликами драгоценностей и умных механизмов, и вдруг хлёстко бьют мокрой кистью по щекам, приговаривая: вот тебе, жирная свинья, вот тебе, самодовольное рыло, получи за всё, душонка бессердечная! Иначе зачем тогда все эти изнасилованные дамские сигареты Glamour, кокаиновые дорожки, тайные дома свиданий, отрубленные бриллиантовые языки и прочий консюмеризм.

Над кем смеёмся, господин Чекашов?

В состоянии аффекта,
А.Нестеренко

*Граффекта — жанр изобразительного искусства, которым В.Чекашов определяет ряд своих работ с начала 2000-х годов. Это синтезированная авторская манера из живописи, графики, иллюстраций, литературных опусов, плаката и концептуальной инсталляции. По словам автора, «всё это исполняется крайне возбуждённо, сознанию неподконтрольно, в состоянии психологического срыва (читай — в состоянии аффекта), и от этого — предельно откровенно».


Пресс-релиз выставки-акции
«ТАЙНЫЕ СОВПАДЕНИЯ»

Тайная «тяжёлая артиллерия» художника Чекашова

В Москве в выставочном зале «Тушино» c 12 по 28 ноября 2010 года известный на всю Россию московский плакатист-провокатор Василий Чекашов показывает проект «Тайные совпадения». Этой выставкой завершается его авторская акция «Россия — Родина моя». В течение трёх лет художник инсталлировал крупномасштабные плакатные выставки-акции в городах Москва, Сочи, Владимир, Нижний Новгород, Челябинск, Магнитогорск.

В прессе его называют «взломщиком костей головного мозга», «рыцарем абсурдного образа», «Че Геварой российского плаката»… Василий Чекашов в нынешнем проекте решил произвести передислокацию изобразительных арсеналов, выдвинуть свою «тяжёлую артиллерию». «Тайные совпадения» разместились в трёх залах выставочного комплекса. Они построены на крупных по форме и ассоциативных по контенту произведениях. Представляемые работы выполнены за последние три года большей частью в технике холст-масло. Их невозможно втиснуть в рамки ни одного художественного жанра, всё это — авторские инсталляции, «живописные аллегории, граффекты, изостеризмы».

На первый взгляд настоящая выставка автора, в отличие от всех остро-социальных и шокирующих предыдущих, покажется «тихой». Но это лишь стратегически выверенная «засада». По словам художника, он «проникает в душевное пространство зрителя по вентиляционной трубе». Произведения художника неоднозначны и не так нарочито просты, как кажутся. Нелегко определить сразу задачу авторского «десанта» в сознание людей. Все эти глубинные акулы, повесившиеся по-людски на верёвке винные открывашки, мобильники за миллион евро с отрубленными бриллиантовыми языками, кокаиновые звери… Для чего это?

Во всяком случае ясно, это что-то очень смелое, что-то некоммерческое, крайне ироничное, даже издевательское. Над кем? Над зрителем? Над собой? Над изображаемым?

«Человек как особь, — говорит В.Чекашов, — слаб и самовлюблён. Он, как никто на Земле, научился врать, он придумал такие изощрённые формы обмана, как театр, живопись, литература, политтехнологии». Художник глубоко переживает состояние взаимоотношений человека с человеком, человека с природой, человека с животными. Но всё же выставка больше (это, наконец, становится очевидным) обращена во внутренний мир человека. В этом и есть главный концепт проекта. Проблемы соответствия социального статуса и национальной принадлежности к меньшинству, образа жизни и общественного имиджа, уровня потребления и антропологии тела. Явно прослеживается почти физиологическая зависимость людей от предметов, вещевой аббревиатуры и денежных знаков. Не иначе, как об этом транслируют «Биодиффузия», «Мерилин Кеннеди», Без названия (скрюченное мужское тело в антикварном перстне), «Пей первым!», «От суммы…» и другие.

И как бы Чекашов не запускал дымовую завесу остроумия и креатива, не забавлял зрителей юмором и приколами, где-то глубоко-глубоко, на дне души его самого видна боль и грусть по «идеальному человеку».

На выставке художника Василия Чекашова уместно удивляться и открывать, соглашаться и протестовать, улыбаться и злиться, и думать, думать, думать… о тайнах совпадений.

А.Нестеренко


Идеальный человек?

24 апреля в ЦВЗ открылась весьма необычная выставка — выставка современного социального плаката московского авангардного художника Василия Чекашова «АРТпечаток времени».

Когда я вошел в первый зал, то чуть не упал в обморок и страшно захотелось валидола. Я просто попал под какой-то перекрестный огонь бешеной энергетики десятка плакатов, где всё было максимально гипертрофировано: и размер (укрупнение), и цвет (контраст), и обостренный до крика посыл, больше напоминающий Окна РОСТА и ТАСС с призывом идти на Врангеля и фашистов, чем скучные прикладные афишки, вроде «Мойте руки перед едой!» и «Уходя, гасите свет!».

В таком ошарашенном состоянии я и совершил пару-тройку проходок, пока не «акклиматизировался» и не стал вникать в смыслы. Стало ясно, что я совсем не поклонник лобовых посылов — мне подай второй план с подтекстом. Но жесткие рамки жанра просто сдавили темперамент железным обручем и помешали автору в полной мере выразить себя через цвет, объем, композицию и мазок. Поэтому зал «станкового плаката» показался более адекватным: там то же самое выражалось чисто живописными средствами, но натуральными картинами.

Начало ХХ века, возможно, и было золотым временем плаката, когда отсутствовали ТВ, транзисторы и интернет, когда огромной массе политических событий противостоял информационный голод. Да и сознание в силу определенных причин было более массовым и идеологизированным. Простым людям, только что вышедшим из деревни или продолжавшим в ней жить, уютней было сбиваться в кучу и ощущать вокруг себя не интеллигентский экзистенциальный вакуум, а локоть и плечо таких же барашков, одетых в типовые сталинские телогрейки. Плакат был доступным средством воздействия на умы: недвусмысленен, агрессивен и утилитарен, словно магазинная вывеска «СОКИ-ВОДЫ». Ну никаких побочных смыслов.

Именно незатейливость и функциональность плаката делает его в обязательном порядке ориентированным на целевую аудиторию (плакат в больнице, плакат ГАИ). В конце концов та же щитовая реклама наших улиц — плакат, только с ценниками вместо моралите.

Чекашов-художник пытается вырваться из схематичных тисков. В его работах много художественности и очень много посылов, причем горячего гражданского звучания. К таким полотнам я бы отнес «Чечню», «Деньги любят счет», «Смерть за «лимон» и «Никогда не сдавайся!».
Но некоторые вещи из-за своей мегаактуальности уже перешли, к сожалению, в разряд банальностей (Сталин, Лужков, пистолеты, гранаты и весь этот стеб девяностых) и не то что не работают, а просто смотрятся, как сквозь стекло. Даже горячие призывы против СПИДа стали уже общим местом, верхушкой говорильного айсберга, вроде покупки ста пар носовых платков для утирки соплей вместо одной пары шерстяных носков. Обидно, что никто не хочет копать вглубь и докапываться до первопричин: язвы на теле — это всегда последствия язв общества.

Зато трое мальчиков-сирот, держащихся за одно ружье пробивают, как пробивает и напольная скульптура из пластиковых бутылок с текстами почти Нагорной проповеди.

Зато очень понравился сам художник. Выслушав во вступлении дежурные, но теплые слова о себе, в том числе и про комсомол (человек имеет орден Трудового Красного Знамени за Магнитку — советскую стройку в Магнитогорске), он начал говорить неожиданные слова: «Я всегда мечтал об идеальном мире. Я сам хотел быть идеальным человеком и решил, что он должен: а) уметь разговаривать с людьми (у Чекашова огромный комсомольский стаж — Прим. автора), б) быть спортсменом (он чемпион России по борьбе, первый тренер по каратэ на Урале), в) рисовать картины (носит звание Заслуженный художник России), г) уметь петь (пишет и исполняет романсы)».

После таких слов я мысленно подошел к зеркалу и заплакал (тоже мысленно). Ведь я-то ничего этого не умею, а вот поди ж ты, критикую, учу жить. Одолеваем горем я побрел к фуршетному столу и после трех капель утешительной микстуры понятные человеческие эмоции захлестнула волна гражданской ответственности. «Чёрт возьми! — подумалось мне. — Можно всю жизнь героически перекапывать поле за полем в поисках сокровищ, а можно просто заручиться картой». Гордо вскинув голову, я смело подступил к юбиляру и минут пять вдохновенно прорицал, что задача художника не в обличение пороков (педофилов — казнить; телевизор — выбросить; государство — убийца), а в вызове сострадания. «Вы пытаетесь переустроить мир, а надо переустраивать человека, призывать его к ответственности за Добро и Зло. Надо доверять человеку, даже самому никудышному и безнадежному…». И т. д., и т. п. И еще много всего красивого.
Художник-плакатист Чекашов стал первым собеседником, который выслушал эти мои мысли до конца и не рассмеялся.

Сергей Плотицын
novayagazeta-nn.ru


Че Кашов приехал в Че

06.03.2010

В Челябинском музее искусств открылась выставка современного социального плаката москвича Василия Чекашова.

«Кто сказал, что плакат умер?» — такое заявление встречает посетителей на входе в Александровский зал музея искусств. Нет, определенно он не умер. И революционер современного российского искусства заслуженный художник нашей страны Василий Чекашов доказывает это. Он и сам не скрывает своих реформаторских наклонностей: себя расположил на плакате в виде Че Гевары, преобразив имя известного бунтаря под свое — Че Кашов.

Московский художник привез в Челябинск плакаты и инсталляции, посвященные борьбе. Чекашов сражается сразу со всеми социальными бедами: СПИДом, беспорядочным сексом, наркотиками, алкоголем, бомжами. Эти знакомые темы были бы скучны, если бы не подача.

К примеру, в центре одной из экспозиционных стен расположилось изображение homo heroinus — огромного гротескного существа, истекающего кислотой. Рядом завис над полом бумажный скелет невообразимого ракообразного существа, погибающего от шприца, — «Наркоман должен умереть». Одна из безымянных инсталляций затянута строительным скотчем, как место преступления. За ним — картина повесившегося среди пустых пивных бутылок штопора, под которой лежит реальная ободранная табуретка. На другой стене — особые картины, прикрытые черной бумагой, на которой написано: «Только для наркоманов».

В центре одного из переходов между залами расстелен лист черной бумаги, на которой стоит огромный клетчатый баул с нехитрым скарбом — газетки, тряпье. На фоне этих предметов быта уличных жителей расползаются полчища вшей из белой и черной пленки. Надпись гласит: «Бомж — скрытая бактериальная гражданская война».

Помимо остросоциальных есть и более забавные работы. К примеру, инсталляция «Утренняя казнь»: три лимона в колпаках судей сидят на черных миниатюрных стульчиках, глядя через «головы» других лимонов на огромную картину. На ней в подробностях изображена соковыжималка, где готовится лимонный фреш.

Впрочем, выставка — это не шокирующая правда, не стеб над проблемами и не нечто отвратительное. Эти работы вызывают иные эстетические чувства, которые больше всего похожи на срываемый с глаз скотч: больно, зато какое облегчение, что наконец-то можно видеть. Выставка намекает: не пора ли просто открыть глаза?

Алина Казачихина
mediazavod.ru



Актуальное интервью

Василий Чекашов: «Я всегда старался жить по законам Добра…»

4 марта 2010

В Челябинске открывается выставка современного социального плаката заслуженного художника России Василия Чекашова «Хочешь плакат… Ь?». На выставке будут представлены плакаты, граффекты, дилататоры, инсталляции, арт-видео, живописные аллегории — избранные произведения автора за последние 15 лет.
Василий Чекашов — наш земляк, он родился и вырос в Магнитогорске, в 1978 году окончил художественно-графический факультет Магнитогорского пединститута. Его личная и творческая биография наполнена множеством интересных событий и неожиданных поворотов. Художественные и спортивные таланты его проявились в достаточно раннем возрасте. В 80-е годы он был комсомольским лидером, работал в Магнитогорском Правобережном райкоме комсомола и Челябинском обкоме комсомола, в 90-е изменил мировоззрение, стиль жизни, ушел в творчество. В 2000-е стал известным и востребованным художником, дизайнером, архитектором. Василий Чекашов — лауреат множества отечественных и зарубежных конкурсов, на его счету — десятки персональных выставок в России, Германии, Австрии, Венгрии, Швейцарии. Его работы украшают государственные музеи и частные коллекции.

В преддверии открытия челябинской выставки с художником побеседовала корреспондент агентства «Урал-пресс-информ».

- Василий Николаевич, насколько сильны ваши связи с «малой родиной» сейчас?

— Магнитогорск до сих пор играет большую роль в моей жизни. Там живут мои родные — младший брат, племянница. Я поддерживаю связь с друзьями, они нередко приезжают на открытие моих выставок в Москву. Моя юность была связана со спортом (прим.: Василий Чекашов — мастер спорта по классической борьбе и чемпион России), и оттуда у меня сохранилась целая когорта друзей. Я постоянно соотношусь с какими-то задумками, мечтами, которые были в моей магнитогорской юности, и оцениваю, насколько они реализовались сейчас. Ведь когда человек переваливает за половину жизни, он так или иначе пытается подвести некоторые итоги.

- Вы делали выставки своих работ в Магнитогорске?

— Была такая попытка в 2007 году, но выставка не состоялась. Не смог договориться с чиновниками, хотя до сих пор не понимаю причин — ведь я делаю все за свой счет. У меня порядка трехсот «именитых» плакатов — международные лауреаты, получившие гран-при различных конкурсов, но ни один из них никогда не тиражировался. Я был бы готов даже бесплатно отдать их в издательства, если бы точно знал, что вырученные средства пошли на благотворительные цели.

- Зачем же вы проводите выставки ценой таких усилий?

— Это для меня как воздух! Встречи и общение со зрителями. И мне нравится, когда «детки», то есть мои работы, тоже получают какую-то отдачу, реакцию. У меня мистическое отношение к своим произведениям, кажется, что они живые.

— Василий Николаевич, вы работаете в разных творческих направлениях, одно их перечисление уже производит огромное впечатление (монументалист, художник сцены, дизайнер интерьеров, график, живописец, плакатист, поэт, композитор, певец). Что из них является для вас ремеслом, источником заработка, а что — творчеством для души, если такое разделение вообще есть?

— Для души в чистом виде-то, что здесь, на выставке! А ремесло — дизайн интерьеров, архитектура. Мне удалось сделать несколько очень серьезных проектов — клубы, рестораны, кстати, один в Магнитогорске. И вот эти деньги я «прокатываю» на выставках. Помимо того, конечно, вкладываю в семью и помогаю близким

- Та часть вашего творчества, которая связана с музыкой, стихами, концертами, она…

— В загоне. У меня записан один диск и готов материал еще на две пластинки, но руки не доходят. Диск записан с оркестром, но обычно я выступаю один, аккомпанирую себе на гитаре, либо под «минус».

Иногда делаю концерты, когда совсем голодно — задешево. Даже как-то с небольшим туром проехал по Германии. Я по-немецки говорю на бытовом уровне, и перед песней объясняю, о чем она. Зрители все понимают правильно, чутко воспринимают. Например, когда я объяснил, о чем песня на стихи Есенина — «Ты жива еще, моя старушка» — половина аудитории плакала.

- Вы пишете песни и на свои стихи. Правильно ли я поняла, что это жанр бардовской песни?

— Нет, нет! Это направление называется «куртуазный маньеризм». Я воспитывался на поэзии серебряного века — Северянине, Гумилеве…

Те, кто слышат мои выступления, говорят — все бросай и занимайся музыкой! В детстве у меня был очень высокий голос, фальцет. Нашел двух аккомпаниаторов-гитаристов, мы давали бесплатные концерты. Я пел тогда романсы на стихи Есенина. Собирались по нескольку сотен зрителей, а однажды сделали концерт на хоккейной площадке тысячи на полторы народу. Мне все пророчили серьезное певческое будущее, но я нигде не учился. Все это было от семьи, от мамы, бабушки — они были знатные певуньи, ни один праздник без них не обходился.

— Василий Николаевич, вы делаете много выставок за рубежом. Но ведь ваше творчество тесно связано с социальными проблемами, а проблемы России и других стран сильно различаются. Как там принимают ваши работы?

-… причем, это же выставки не перед русскими, а для германоязычной публики! Языка они не понимают, но плакаты воспринимают очень хорошо. Бывает, что их настораживают политические темы. Взять, например, мой плакат с Гитлером. Понятно, что восточные и даже западные немцы считают, что он причинил миру огромное зло, но все же есть какая-то ревность, что русский человек так жестко его осуждает. Но когда подходят к плакату со Сталиным они понимают, что в моих взглядах есть объективность. Особенно иностранцам нравятся плакаты с культурологическими идеями — «Никогда не сдавайся» , «Давайте говорить друг другу комплименты» , «Зачем мне я», «Будь ярче!».

- Насколько на Западе развито это направление изобразительного искусства?

— У них есть достаточно много прикольно-хохмаческого, создающего лирико-оптимистическое настроение, без социальной направленности. Социальные плакаты у них более прямолинейные (например, получившие в последнее время известность швейцарские плакаты против ислама). Глубоких — с двойным, тройным смыслом — я не видел, хотя много бывал на выставках. У американцев, бельгийцев, голландцев — да всей Европы — плакат ушел в изобразительную форму, не смысловую. Они больше уделяют внимание подаче, красоте, графическим изыскам. А я наоборот убираю все лишнее. Вычищаю. Плакат становится ясным, «ломовым» за счет идеи и смысла.

— Нередко критики называют ваше творчество «скандальным» и «провокационным». Согласны вы с этим мнением? Такими свои плакаты вы создаете намеренно?

— Да, я делаю это целенаправленно. Более того, считаю себя родоначальником, первооткрывателем жанра «плакат-провокация», потому что единомышленников пока не встречал. В создании таких плакатов нужно чуть перейти грань, может быть даже в сторону несогласия с самим собой. У меня есть «плакаты-провокации», есть «изостеризмы» — изобразительная истерия. Образ создается на грани психического раздрая, когда человек говорит самое-самое, уже не думает, не «гламурничает».

Например, типичный изостеризм — плакат, на котором человека за то, что он не убрал на улице за своей собакой, посадили на электрический стул. Иногда люди подходят и спрашивают — зачем вы так, почему такая жестокость? А я специально провоцирую к протесту, беседе. Начинаешь разговаривать — люди приходят к выводу, что действительно, надо наказывать. Я не видел в Москве ни одного собаковода, который бы убирал за своей собакой, шел бы с совочком и целлофановым мешком. А ведь это так очевидно! Во всех цивилизованных странах люди выходят с совочками даже в лес, а по городу — обязательно. И там на каждое нарушение сразу реагирует полицейский. А у нас, в Москве, все загажено. На улицах, в парках нигде нельзя пройти. Разве это нормально? Делаешь замечание — люди смеются. Они вовсе не тупые дебилы, просто не думали об этом. Все начинается с нюансов, мелочей.

- Василий Николаевич, скажите, ваша категоричность – художественный прием или проявление свойств характера?

— Конечно, в первую очередь, художественный прием! Но и в определенной степени выражение моих личных убеждений. Вот, например, есть у меня триптих «Спасайте детей» с призывом казнить педофилов. Я за смертную казнь для педофилов, для чиновников за воровство, как в Китае. За отношение к бомжам меня как-то обвинили в нацизме. Есть у меня инсталляция «Бомжей — в резервацию» . Конечно, в резервацию в каком-то понимании, в спецучреждения, их надо спасать! Трудом. Не выпускать, пока не придут в сознание, они его уже пропили. В инсталляции у меня есть очень страшные кадры про бомжей Москвы и это сделано специально. Все уже к ним привыкли, никто не обращает внимания. Вчера прохожу по улице — лежит бомж лицом в снег. Прошу помощи в гостинице, предлагаю позвонить в милицию, милиция говорит — а нам некогда, нужно преступников ловить. Но замерзнет же человек! Равнодушно отмахиваются…

- Вы верите, что ситуацию действительно можно исправить, и сделать мир лучше?

— Если будем что-то делать! Если каждый из нас сделает хоть что-то хорошее. Все вместе мы сможем аккумулировать добро. Атмосфера добра невидима, но я убежден, что все равно она на мир влияет и противостоит злу, которого много. Ведь строим мы монастыри, храмы… Это отправные точки, от которых двигаются человеческие души.

- Вы религиозный человек?

— У меня сложные отношения с религией. Я имею много вопросов к церкви. Но конечно, верю в Бога, в Ад и Рай. До тридцати лет был атеистом, более того, воинствующим атеистом. На самом деле, скорее, я был против «института попов». Но всегда жил по нравственным законам, даже в 18 лет, когда вступил в партию. Я это сделал только для того, чтобы помогать людям быть счастливыми. И до сих пор думаю, что коммунистические принципы основаны на заповедях Божьих. Я не ортодокс, редко бываю в храме. Но всегда старался жить по законам Добра, и считаю, что никому на сегодняшний день не сделал худа.

Наталья Окорокова
uralpress.ru


Художник Че Кашов: забыть гламур и плакать

12 марта 2010 г.

В Челябинске открылась выставка родоначальника жанра социального плаката-провокации — московского художника с южноуральскими корнями Василия Чекашова. Экспозиция объединила в себе плакаты, граффекты и инсталляции, созданные автором за последние 15 лет, всего 110 альтернативных работ.

Выставка проходит в рамках концептуального авторского проекта «Россия. Боль. Чекашов». Осенью 2007 года подобное мероприятие прошло в городе Сочи, в июле 2008-го — во Владимире, весной 2009-го — в Нижнем Новгороде.

Как рассказала искусствовед Елена Шипицына, целью выставки является возрождение жанра плаката как способа эмоционального диалога с обществом.

Такой диалог начинается уже на входе в Александровский зал Челябинского музея искусств, где посетителей встречает автопортрет художника Че Кашова — плакат-компиляция знаменитого изображения Че Гевары. Автор предстает в образе романтичного бунтаря-фанатика, иронизируя над самим собой. Он надеется, что его искусство, «не знающее границ», будет понятно всем без перевода и объяснения.

Название выставки «ЧЕ КАШОВ. Хочешь плакат… Ь?» предупреждает посетителей: «Если хочешь увидеть плакат, придется плакать». Художник обещает, что гости выставки будут встревожены и не уйдут довольными собой.

Экспонаты размещены по принципу «от тьмы к свету» и «от трагизма к иронизму». Самая дальняя и темная часть зала задрапирована черными тканями. Именно там расположена наиболее трагическая инсталляция под названием «Родить нельзя казнить».

Под транслируемые утробные звуки, напоминающие «голос» эмбриона, на экране пульсирует снимок человеческого зародыша. Фоном инсталляции служат обои с изображением египетских «Плакальщиц». Такие рисунки в древности наносили на стены гробниц фараонов. В интерпретации Чекашова это означает, что каждое нерожденное существо могло стать царем, но где поставить запятую в игре слов «родить нельзя казнить» — решать, конечно, вам.

«Инсталляция — это очень молодой вид искусства для России. И художник усугубляет свои постановки гротеском не только в форме, но и в названии», — рассказывает Е. Шипицына.

Плакат «Русский чемпион» вызывает неоднозначные ассоциации у публики. Образ вождя, воплощенный в форме циркового силача, украшает лента с наградами. Вглядываясь в награды, мы видим утрированное изображение чемпиона «по массовому истреблению жизни соотечественников», а ретро-обработка фотографии дает ощущение документальности.

Проблемы наркомании и алкоголизма тревожат автора не менее, чем политические подтексты мировой истории.

Интересной инсталляцией для зрителей предстает конструкция, отдаленно напоминающая скелет человека, собранный из пустых бутылок. Пустой каркас разлагающейся личности «украшен» реальными кальками с записок алкоголиков-самоубийц.

Постепенно продвигаясь по залу музея, посетитель учится смотреть на вещи с улыбкой и сопоставлять драму с иронией.

Homoplastikus (человек из пластика). Намеренно утрированное насекомовидное существо, тянущееся за подпиткой к одному искусственному напитку и намертво присоединенное к другому, само состоит из мусора.
«Что такое инсталляции Чекашова? Это объемный плакат. Если смотреть на них сверху, то вы и увидите именно плоское графическое изображение», — комментирует Е. Шипицына.

Инсталляция «Бомжи». С бездомными людьми мы сталкиваемся на улицах города каждый день, и каждый раз проходим мимо. Это явление стало настолько обыденным, что мы уже не обращаем на него внимания. И Чекашов делает акцент на трагизме ситуации.

«Блошки в этой сумке — это мы сами. Первым делом их хочется давить. И тут нет фашистских комплексов — это протест против того, что такое явление существует как обыденная вещь. Мы не должны с этим мириться», — поясняет искусствовед.

В самой светлой части зала расположены ироничные работы художника.

Утренняя казнь. На первый взгляд мы наблюдаем бытовую процедуру — приготовление апельсинового сока. Но новый контекст рождает трагизм. Принцы-лимоны восседают перед своим лимонным народом и ждут казни одного из них. В этой лимонной трагедии привкус нашего времени, когда мы получаем наслаждение от созерцания смерти себе подобных на телеэкранах, от поиска новой мрачной эстетики.

Но, как и любой художник, Чекашов не дает ответов, он лишь обращает внимание на существующий феномен.

«Идея творчества Чекашова — все время тревожить человека. Он хочет выбить обывателя из состояния гламура, чтобы тот начал активно переживать всё происходящее вокруг и не остался равнодушным», — говорит Е. Шипицына.

Плакат «Семья», выигравший приз на Московском конкурсе социального плаката, как будто нарисован рукой ребенка. Драматизм этого простого, на первый взгляд, полотна заключается в том, что родители гребут в разные стороны, в то время как дети, сидящие посередине лодки, жмутся друг к другу. Противоположность движений в море родительских амбиций приводит к семейной драме.

Самые свежие работы художника, еще не имеющие оформления, холстами вывешены на стенах в центре экспозиции.

Переигранные брэнды и эротическая серия работ Чекашова демонстрирует двойную мораль современного общества и стереотипность мышления рядового гражданина.

«Сначала мы узнаем брэнды, а потом начинаем вглядываться. И это особенность нашей жизни. Мы скользим, мы зациклены на имидже и лейблах. Маркировка имеет для нас большее значение, чем качество», — поясняет эксперт.

Безусловно, понять все представленные на выставке работы скандального художника-провокатора посетитель не сможет. Каждый зритель имеет право на извлечение собственного смысла, который рождается от встречи позиций автора и созерцателя. Чекашов расширяет рамки жанра социального плаката, который издалека вызывает состояние шока, а при ближнем рассмотрении остро воздействует на человека и будоражит его сознание. Каждый посетитель унесет с выставки свой образ и будет пытаться его понять.

Фотографии Яны Дерновой
www.mega-u.ru


«Тротиловый эквивалент» плаката

02.11.2005

Однажды, когда Василий Чекашов работал художником у нас в «КП», он нарисовал всего лишь две буквы и навсегда вошел в историю газеты

Логотип «Комсомольская правДА!» в нашем еженедельнике — это его работа. Надо было сохранить в заголовке старый шрифт (история!) и в то же время умудриться очень корректно обозначить верность газеты традициям правды в новой политической эпохе. Это внезапное коротенькое «ДА!» — как зеленый побег, проросший из старого накатанного рельса.

Только что Василий издал книгу, в которой подытожил 30 лет своей работы. Критики называют его родоначальником нового направления — плакат-провокация и плакат-притча.

Кистью, пером или фотокамерой Чекашов выжигает раковые опухоли нашего времени — коррупцию, наркоманию, СПИД, алкоголизм, терроризм, проституцию, а также множество других социальных болячек. Человека, который давно привык ко всему этому, трудно уже пронять многословным морализаторством. Чекашов делает свои плакаты так, чтобы они при минимуме изобразительных средств и образов с максимальной силой били по мозгам. Эстеты наверняка испытают шок от некоторых «вульгарных» рисунков — и попадутся в тонко устроенную ловушку: сквозь нарочитую грязь или выспреннюю подделку мысль рвется к чистому и настоящему.

Чекашов по-разному добивается нужного «тротилового эквивалента» своего плаката — он или с ходу догола обнажает идею (окровавленные на чеченской войне бинты, к которым присосались зеленые черви долларов), или же хитроумно прячет ее в обманчиво бессмысленной пряже линий, среди четко выверенного беспорядка деталей (русские мозги на экспорт лежат в стружках ящика).

Плакатные образы Чекашова «промывают» нам замыленный взгляд на жизнь вчерашнюю и сегодняшнюю, вытравляют из человека остатки животного и дезинфицируют совесть.

ЛИЧНОЕ ДЕЛО

Василий Николаевич ЧЕКАШОВ, заслуженный художник России. Родился 18 апреля 1958 года в Магнитогорске. После окончания художественно-графического факультета Магнитогорского пединститута много лет работает в различных жанрах: плакат, монументальная и станковая живопись, сграффито (цветные цементы), дизайн интерьеров, графический дизайн, книжная иллюстрация, постановочная фотография. Лауреат отечественных и зарубежных конкурсов. Два десятка персональных выставок: Россия, Австрия, Венгрия, Германия, Швейцария. Работы художника находятся в государственных музеях и частных коллекциях. Награжден орденом «Знак Почета».

Виктор БАРАНЕЦ
www.kp.ru

  • о художнике
  • события
  • живописные
    аллегории
  • тайные совпадения
  • изостеризмы
  • сценографии
  • архитектура
  • Рестораны, клубы
  • Офисы
  • Мебель
  • Мои песни
  • архив
  • видео
  • пресса
  • контакты