logo

Пресс-релизы

down

«ВРЕМЯ Ч» — бремя Чекашова

Настоящий проект Василия Чекашова — естественное продолжение коронной темы автора, поиск ответа на вопрос: кто ты, человек? Теперь это не просто изобразительная диффамация антропоцентризма, а исследование физиологических и психических мотиваций людей, их генного перерождения, в эпицентре которого нарастающая «деконструкция ДНК».

Помимо внутренних катаклизмов человека (психические расстройства, суициды, болезни органов) художник озадачивается вытекающими из них внешними стихиями: отравление планеты, эпидемии, терроризм и войны. Последним в основном и посвящён графический проект. «Время Ч» — понятие из военного словаря, секретное время решающей боевой операции, а у Чекашова — скрытое начало глобальной катастрофы.

Лейтмотив выставки аккумулирован в диптихе «Война» — человечество без войн теряет смысл жизни. Война — способ взять всё и сразу: воду, еду, богатства (ресурсы) и плотские удовольствия. Мысль не новая, но в визуальном контексте подана автором достаточно рельефно и оригинально. Все произведения автора пронизаны вселенской тревогой.

Исторические вехи трагедий (листы «Хиросима — расплата», «Холокост»), технологии войн (диптих «Авиаглоссины»), мистические коды массонских лож (серия «Забытые символы») — всё это как навязчивые фобии и предчувствие Третьей мировой войны. Неслучайно в работах используются английские, японские, немецкие, итальянские, идиш тексты.

В. Чекашов скрупулёзно исследует природу эгоцентризма и агрессии человека. Если люди — создания божьи, откуда злодеяния и жестокость как у тварей и гиен, упоение насилием и садизмом, маниакальная тяга к истреблению и разрушению себе подобных и всего вокруг? В изображениях художника легко считываются метафизические и биологические «конструкторы», моделирующие поведение людей: космические и вулканические инфлюэнции, трансгенирующие гормоны растений, бактерий, пресмыкающихся, птиц, зверей с воинствующими и враждебными ферментами. В программной серии графических листов «Месть насекомых» эмоционально ярко и убедительно прослеживается аналогия между женской особью «Бухенвальдской ведьмой» Э. Кох, в спальне которой изображён комбидрес из кожи французской танцовщицы — узницы концлагеря, с пауком из самых ядовитых каракуртов. В «Окопной лихорадке» художник исследует ужасы химических атак Первой мировой войны через эпидемос педикулёза (anoplura). Действия людей — насекомых — без разума, чести и сострадания. Может, паразиты — не следствие, а причина войн человечества? (Как не вспомнить третий сон Раскольникова у Ф.М. Достоевского, где «какие-то новые трихины-духи», вселяющиеся в мозг людей, превращают их в бесноватых убийц-каннибалов).

Произведения Чекашова — не симулякры. Он с энциклопедической точностью, документальной достоверностью, а иногда и с санитарно-просветительской риторикой, как архивариус, выводит свои произведения из ранга интерьерного атрибута в разряд музейных экспонатов. А вкупе с глубоким нарративным сопровождением и оформлением (рамы-футляры) это ощущение только усиливается. Благо автор не скатывается в чистую «анатомию» Л. Плны или «доктора смерти» Г. фон Хагенса.

Проект «Время Ч» объединяет 60 станковых и 2 монументальных графических произведений, выполненных за текущие 3 года. Концептуальным контентом проекта несомненно является панно «ART of WAR” («Искусство войны», оригинальная техника, компьютерная доработка, принт. 700Х250 см). Это эпическое произведение включает более 40 персонажей и образов военно-диктаторских трендов 20 века. Центральное место ангажирует «древо дьявола», на котором в плодах-коконах Геббельс, Муссолини, руандский Бизимунгу (рекордсмен мира по скорости и числу убитых соотечественников: почти миллион человек за 2,5 месяца), террорист №1 Б. Ладен, «демон Хиросимы и Нагасаки» президент США Трумэн и др. Здесь и рыдающий младенец в стигматах многострадального наследия русского народа с оружием от Smitand Wesson Magnum 500, и Смерть, кормящая грудью старца, и забинтованная Венера Боттичелли, и даже статуя Свободы со скальпом индейца вместо факела в вытянутой руке, и … много чего ещё. Весь этот хаос вперемежку с лозунгами «Миру-мир», «Свобода-равенство-братство», «Für neue Ordnung” отчётливо группируется в один общий кошмар — Апокалипсис. Художник закончил это произведение в начале января 2022 года. К сожалению, оно оказалось пророческим.

Homosapiens уже не рассматривается автором в единстве с природой и самим собой. Он выведен за красную линию в отдельный анклав, враждебный ко всему и вся. Не случайно в ряде работ человек отсутствует, как например, в серии «Антимузыка», «Предчувствие», или существует схематично — серия «ОЛО. Орнитозонные летающие объекты» в онейроидном состоянии.

В поисках причин внутреннего разлада художник и сам понимает эфемерность выбранной философской и изобразительной задачи. Немногим по силам такой гуж, да при этом ещё не оказаться в калоше банального поверхностного клише. Лапидарная графическая манера автора, обрамлённая винтажными рукописями, широкий спектр линеарных статусов и тона, экспрессия штриховых импульсов создают многообразие ассоциаций и эмоций. Этим, по убеждению художника, достигается максимальная «глубина атаки образа». Графика Чекашова в основе — уже конфликт, война фикций с гиперреалистичными формами, между высокой профессиональной выучкой и аутсайдерским мышлением, между микроскопичным всматриванием и подсознательным наитием. Всё-таки, где-то исподволь через изобразительные изыски проступает его мир, не совсем адекватный социуму, отдельный от мнения зрителей и критики. В этой связи серия работ «Исторические конфабуляции» — факт делириозного помрачения сознания, можно сказать, хакерская атака на историческую память, события и нравственные устои. И хочется верить в искренность высказываний художника даже только потому, что он давно не ищет контактов с галереями, затворничает и тем более не монетизирует свои творения. Надо ли так? Ему виднее.

Смыслы выставки и их внешняя ратификация нетерпимы и надрывны. А в большой серии (из 16 листов) «Частный кодекс жизни», например, где человек-амёба с самоотрубленной головой утверждает, что к старости можно перечеркнуть разом всё хорошее о себе из-за маразма, паранойи, увечий — и вообще шокирующе циничны.

Выставка сумеречная, не лёгкая в восприятии, во всяком случае с первого просмотра. Её место скорее в пантеоне жертв и преступлений человека (как ни парадоксально) против Человечности и Природы. Произведения В. Чекашова уже давно перестали быть объектами эстетического обожания (кстати, далеко не единственного критерия оценки художественного произведения). Они давно обособленные субъекты, парализующие сознание людей, большей частью нелицеприятные, а порой и просто воинствующие — собственно, как и сама тема проекта. Зрителю, дрейфующему по выставкам с целью культурного времяпровождения, нужно будет потрудиться, чтобы понять эти откровения.

Проект Василия Чекашова «Время Ч» своим названием явно занижает самооценку, ибо указатели, которые устанавливает художник, далеко выходят за рамки земных сущностей. Это попытка сказать непроговариваемое. Сегодня невозможно измерить глубину и живучесть творений художника. Это под силу только времени.

Куратор: Марина Курьянова
Сентябрь, 2022

Выставка «БИОДИФФУЗИЯ». Чекашов - шаман из племени Сэнъи

С 26 апреля по 2 июня 2013 года в галереи Кировского областного художественного музея имени В.М. и А.М. Васнецовых работает выставка-инспирация московского художника Василия Чекашова «БИОДИФФУЗИЯ». 

В прессе его называют «взломщиком костей головного мозга», «рыцарем аллюзорий и эвфемизмов", «че геварой российского плаката»...

Однако, в нынешнем проекте художник-инспиратор производит передислокацию изобразительных арсеналов, выдвигает свою «тяжелую артиллерию». Выставка рекогносцируется в пяти залах галереи и насчитывает около 100, выстроенных на крупных по форме и ассоциативных по контенту, произведений. Представленные работы выполнены автором в основном за последние 5-6 лет большей частью в технике холст-масло. Их невозможно втиснуть в рамки определённого художественного жанра. Всё это - авторские концептуальные инсталляции, «живописные аллегории, граффекты, изостеризмы». 

На первый взгляд настоящая выставка автора, в отличие от всех остро-социальных и шокирующих предыдущих, покажется «тихой». Но это лишь стратегически выверенная «засада». По словам художника, он «проникает в душевное пространство зрителя по вентиляционной трубе». Произведения художника неоднозначны и не так нарочито просты, как кажутся. Нелегко определить сразу задачу авторского «десанта» в сознание людей. Все эти глубинные акулы, повесившиеся по-людски на верёвке винные открывашки, мобильники за миллион евро с отрубленными бриллиантовыми языками, кокаиновые звери племени сэнъи... Для чего это?

Во всяком случае ясно, это что-то очень смелое, что-то некоммерческое, крайне ироничное, даже издевательское. Над кем? Над зрителем? Над собой? Над изображаемым?

Но всё же выставка больше (это, наконец, становится очевидным) обращена во внутренний мир человека. В этом и есть главный контент проекта. Проблемы соответствия социального статуса и национальной принадлежности к меньшинству, образа жизни и общественного имиджа, уровня потребления и антропологии тела. Явно прослеживается почти физиологическая зависимость людей от предметов, вещевой аббревиатуры и денежных знаков. Не иначе, как об этом транслируют «Биодиффузия», «Мерилин Кеннеди», «Пей первым!», «От суммы...» и другие.

И как бы Чекашов не запускал дымовую завесу остроумия и креатива, не забавлял зрителей юмором и приколами, где-то глубоко-глубоко, на дне души его самого видна боль и грусть по «идеальному человеку».

Идеальный мир, гармоничное отношение человека с человеком, человека с природой, человека с растениями и животными переживаются автором до физической боли с самого раннего детства. Он наивно полагал, что достигнув совершенства, сумеет переделать мир, построить кампанелловский Город Солнца. В прошлом два красных диплома, государственный стипендиат, мастер спорта по греко-римской борьбе, автор мистических романсов и баллад...

Он рано начал лицедействовать и рисовать. Уже в пять лет первый сольный песенный концерт, в 12 - заказная серия портретов русских учёных и писателей. В 18 лет открывает секреты живописи Леонардо да Винчи и Вермеера Дельфтского, копируя их.

За плечами художника 36 персональных выставок в Москве, России и за рубежом. Свыше 800 работ автора в музеях и частных коллекциях. И от этого ему не легче. Он сам себе и маршал и солдат: ни друг концептуалистам, ни враг акционистам, ни сват леттристам. 

В этот раз Василий Чекашов представляет серию свежеиспечённых, а лучше сказать свежеисперчённых граффект — как всегда беспокойных и ранимых. Как всегда с привкусом психоделизма и ароматом иронии, если не сказать сарказма. «Люди абсурдны, синусоидны и лицемерны, — говорит художник. — Они, как никакие другие биосущества на планете, научились врать, придумали такие изощрённые формы обмана, как театр, живопись, литература и политтехнология. Они дерзко ведут себя на Земле, хотя это не их место; их извинением перед бактериями, растениями и животными будет исчезновение с Земли, но беда в том, что сами они этого не сделают…»

Художник объявляет жестокий приговор акмеологии и предвещает крах антропоцентризма. "В силу своей психоструктуры, - утверждает автор, - человеку не дано осознать своё эко-биологическое несовершенство. Ущербность его жизнедеятельности, вредоносность и разрушительность на Земле ограничивает пребывание человека как вида на этой планете. Может быть людям, рождаясь, надо стремиться к созерцательности мира, а не к его "преобразованию"."

Выставка в галерее представляет собой цельную, сложномасштабную монументальную композицию, элементы которой визуализируют человеческое эго в социуме, экопространстве, дефиницируют его демографические, национальные и геополитические характеристики. Событие проходит в Кировском областном художественном музее имени В.М. и А.М. Васнецовых по адресу К.Либкнехта, 17 (телефон для справок 644-743).

На выставке-инспирации художника Василия Чекашова уместно удивляться и открывать, соглашаться и протестовать, улыбаться и злиться, и думать, думать, думать...

Куратор выставки Марина Курьянова
А.Нестеренко

«ТАЙНЫЕ СОВПАДЕНИЯ». Тайная «тяжёлая артиллерия» художника Чекашова

Впервые в Москве в выставочном зале «Тушино» c 12 по 28 ноября 2010 года известный на всю Россию московский плакатист-провокатор Василий Чекашов показывает проект «Тайные совпадения». Этой выставкой завершается его авторская акция «Россия - Родина моя». В течение трёх лет художник инсталлировал крупномасштабные плакатные выставки-акции в городах Москва, Сочи, Владимир, Нижний Новгород, Челябинск, Магнитогорск.

В прессе его называют «взломщиком костей головного мозга», «рыцарем абсурдного образа», «Че Геварой российского плаката»... Василий Чекашов в нынешнем проекте решил произвести передислокацию изобразительных арсеналов, выдвинуть свою «тяжёлую артиллерию». «Тайные совпадения» разместились в трёх залах выставочного комплекса. Они построены на крупных по форме и ассоциативных по контенту произведениях. Представляемые работы выполнены за последние три года большей частью в технике холст-масло. Их невозможно втиснуть в рамки ни одного художественного жанра, всё это - авторские инсталляции, «живописные аллегории, граффекты, изостеризмы».

На первый взгляд настоящая выставка автора, в отличие от всех остро-социальных и шокирующих предыдущих, покажется «тихой». Но это лишь стратегически выверенная «засада». По словам художника, он «проникает в душевное пространство зрителя по вентиляционной трубе». Произведения художника неоднозначны и не так нарочито просты, как кажутся. Нелегко определить сразу задачу авторского «десанта» в сознание людей. Все эти глубинные акулы, повесившиеся по-людски на верёвке винные открывашки, мобильники за миллион евро с отрубленными бриллиантовыми языками, кокаиновые звери... Для чего это?

Во всяком случае ясно, это что-то очень смелое, что-то некоммерческое, крайне ироничное, даже издевательское. Над кем? Над зрителем? Над собой? Над изображаемым?

«Человек как особь, - говорит В.Чекашов, - слаб и самовлюблён. Он, как никто на Земле, научился врать, он придумал такие изощрённые формы обмана, как театр, живопись, литература, политтехнологии». Художник глубоко переживает состояние взаимоотношений человека с человеком, человека с природой, человека с животными. Но всё же выставка больше (это, наконец, становится очевидным) обращена во внутренний мир человека. В этом и есть главный концепт проекта. Проблемы соответствия социального статуса и национальной принадлежности к меньшинству, образа жизни и общественного имиджа, уровня потребления и антропологии тела. Явно прослеживается почти физиологическая зависимость людей от предметов, вещевой аббревиатуры и денежных знаков. Не иначе, как об этом транслируют «Биодиффузия», «Мерилин Кеннеди», Без названия (скрюченное мужское тело в антикварном перстне), «Пей первым!», «От суммы...» и другие.

И как бы Чекашов не запускал дымовую завесу остроумия и креатива, не забавлял зрителей юмором и приколами, где-то глубоко-глубоко, на дне души его самого видна боль и грусть по «идеальному человеку». На выставке художника Василия Чекашова уместно удивляться и открывать, соглашаться и протестовать, улыбаться и злиться, и думать, думать, думать... о тайнах совпадений.

А. Нестеренко

«АРТПЕЧАТОК ВРЕМЕНИ»

C 17 апреля по 10 мая 2009 года в Нижегородском государственном выставочном комплексе по адресу площадь Минина и Пожарского, д. 2/2 будет открыта выставка московского художника Василия Чекашова «АРТпечаток времени».

Экспозиция объединит около ста работ: графика, плакат, фотографии, инсталляции, видео-арт. В Нижнем Новгороде автор впервые выставляет 16 холстов в технике масляной живописи из своего проекта «Живописные аллегории».

Василию Чекашову 54 года, имеет высшее специальное художественное образование. Творческий диапазон автора очень широк: плакат, монументальная и станковая живопись, сграффито (цветные цементы), дизайн интерьеров, сценография, артобъекты, торговые марки, фирменные стили компаний, иллюстрирование книг, фотография. 

Художник является автором государственной эмблемы всенародного празднования 55-летия Великой Победы. Его плакат «Развод — дело тонкое» получил гран-при на Московском фестивале социальной рекламы в 2004 году.

Постоянный участник международных, республиканских и московских выставок плаката. Ведёт активную выставочную деятельность. На его счету свыше 40 персональных выставок, из них 25 прошли в Австрии, Германии, Швейцарии, Венгрии, Польше и других странах.

Василий Чекашов во время работы главным художником РИЦ АОЗТ «Комсомольская Правда» качественно реформировал внешний облик газеты. Реконструировал основной логотип газеты, разработал художественно-дизайнерские концепты и логотипы вкладок, создал графический стиль «Комсомолки» к 70-летию и 75-летию со дня основания газеты. Был главным художником и бильд-редактором журналов «Весь компьютерный мир», «Ай да», «Супермен», «Модель», «Русская Виза».

Как только не называют его в СМИ: «Человек-оркестр», «Художник с внутренним долгом», «Плакатист-провокатор», «Художник-боль»... 

...В 10 лет Василий Чекашов даёт свой первый сольный концерт на стадионе, в 12 лет выполняет заказные графические портреты, в 15 — расписывает интерьеры общественных зданий, а в 30 — получает высшую награду Президиума Верховного Совета СССР Орден «Знак почёта». В прошлом — Мастер спорта по классической борьбе, чемпион России по юниорам. Крупный лидер молодёжного движения. Ещё в роковые 80-90ые годы он шокировал окружающих не только своим внешним видом – галифе, комиссарской кожаной тужуркой, тяжёлым пирсингом — но, главное, плакатами. 

Художник считает, что зло, таящееся в человеке, надо «вырывать специальными изображениями, всаживая их в сердца зрителей по самую рукоятку».

Плакаты В.Чекашова просты по форме и вместе с тем глубоки по смыслу. В них нет сиюминутности, но есть реальная претензия на вечную философию жизни. Вот почему они остаются актуальными на долгие годы. Художник в плакате почти филигранно вычищает найденный образ до символа, отметая всё несущественное, чтобы ускорить путь зрителя к главной идее произведения. Остро чувствуя социальные настроения в российском обществе и ставя перед собой тематическую задачу, художник учитывает менталитет зрителя, к которому он обращается. Выражаясь современным языком, Василий Чекашов блестяще владеет креативом как изобразительным, так и текстовым. Креативность мышления позволяет художнику разрушать стереотипы, постоянно находить новые формы диалога со зрителем.

В.Чекашов провозгласил себя родоначальником плаката-провокации. Плаката, который проникает в душу и побуждает мыслить, говорить, спорить... Художник говорит не от имени государства, а от себя лично то, что зритель не прочитает в газетах. Автор балансирует на грани пошлости и высших истин, презрев все рассуждения о личной репутации и чистоте изобразительного стиля. Он советует «тяжёлым наркоманам» исчезнуть с этой земли добровольно. Педофилов призывает казнить. За брошенный на тротуар окурок давать 15 суток общественно-полезных работ. За неубранные экскременты собак наказывать их хозяев тюрьмой. 

В общении с художником чувствуется «русский дух», остро ощутимое национальное «Я». Слова «Россия». «Боль». «Чекашов» всегда идут рядом. Поражает его всеобъемлющая жажда охвата планетарных печалей. Профилактика СПИДа для него важнее собственных бытовых проблем, а беды московских проституток становятся темой семейных вечеров. На персональных выставках Василия Чекашова по всему свету «тьмы и тьмы» зрителей часами не отходят от автора и его произведений. Его выставки-дискуссии, выставки-провокации это не просто «взять, показать». Это интеллектуальный взрыв, это public show. 

Так кто же он, художник Василий Чекашов?

Наверное, это можно понять на предстоящей выставке.


P.S. - В 2004 году Василию Чекашову присвоено почётное звание «Заслуженный художник Российской Федерации».

В 2007 году — в году 75-летия Московского Союза Художников — на открытии юбилейной выставки в Большом Манеже ему вручен орден за возрождение высоких духовных идеалов «Служение Искусству».